Мгновение чувства, сохраненное на бумаге

Оживляя балет: магия печати. Клайв Бут и профессиональные фотопринтеры Canon
На лотке принтера Canon imagePROGRAF PRO-1100 лежит портрет танцовщиц, где каждый оттенок и полутон обрели свое физическое воплощение.

«Съемка в расчете на будущую печать заставляет меня по-другому видеть кадр», — делится своими мыслями фотограф Клайв Бут. Профессиональные фотопринтеры Canon, такие как imagePROGRAF PRO-1100, помогают фотографу совершить этот переход — от цифровой копии к осязаемому искусству, где каждый снимок оживает и находит отклик в душе зрителя. © Клайв Бут

Студия многое может рассказать о владельце, верно? Возьмем, к примеру, амбассадора Canon Клайва Бута. Это история о том, кто, с одной стороны, чувствует трепет перед новыми технологиями, но, с другой — подобно загородному коттеджу XVI века, в котором он обитает, — находит истинную красоту и глубину в вечном. Вот почему его новая работа, «Тишина после аплодисментов», так органично балансирует между двумя мирами.

И метафора баланса здесь более чем уместна — ведь создавалась она для проекта, посвященного Бирмингемскому королевскому балету. Их сотрудничество началось в 2018 году, когда Клайв провел первую в истории студийную съемку для презентации системы EOS R. Со временем Клайв смог всецело отдаться своей страсти к визуальным технологиям и начал экспериментировать, находясь в поисках новых, впечатляющих форм для съемки балета. Так родился его иммерсивный фильм «История лебедя» — работа, снятая в стереоскопическом формате VR 8K на камеру Cinema EOS R5 C с объективом Canon RF 5.2mm DUAL FISHEYE.

Однако «Тишина после аплодисментов» была другой.

«Однажды я увидел, как кто-то держит смартфон в одной руке, и говорит: "Так я делаю заметки", — вспоминает Клайв. «Затем он поднял свою камеру и сказал: "А так я пишу роман"». Это идеальная метафора для всего творческого пути Клайва. Его карьера началась в те времена, когда он был студентом-дизайнером, и все дороги вели тогда прямиком в полиграфию. И, в целом, сегодня мало что изменилось. Постигнув самую суть этого языка, он, обладая взглядом художника-рассказчика и чутьем дизайнера, не только «пишет роман», но и пробуждает в людях желание — нет, потребность — его прочесть.

От концепции к съемке

Его замысел состоял в том, чтобы запечатлеть танцовщиков в те неуловимые мгновения после того, как они сходят со сцены, — когда они пребывают в уникальном, ни на что не похожем душевном и физическом состоянии. «Чаще всего это была эйфория, смешанная с облегчением, но порой и отчаяние. Именно эту историю я хотел рассказать через портрет». Эти снимки должны были сопровождать Бирмингемский королевский балет и его команду клинических специалистов на «Экспо-2025» в Осаке, куда их пригласили для представления искусства и культуры Великобритании и для демонстрации важного нового исследования о физическом воздействии на организм балетных нагрузок.

Клайв Бут подносит камеру Canon EOS R5 Mark II к лицу, готовясь с делать снимок.

Для «Тишины после аплодисментов» он ограничился лаконичным арсеналом: камера EOS R5 Mark II и объектив RF 50mm F1.2L USM. Его задачей было поймать самые первые мгновения — те самые 15 секунд, когда артисты Бирмингемского королевского балета, отыграв свой номер в «Щелкунчике», скрываются за кулисами.

Крупный план: на LCD-экране камеры EOS R5 Mark II застыло лицо балерины, на которое указывает указательный палец.

Запечатлеть эту хрупкую красоту позволил датчик изображения CMOS с обратной подсветкой камеры EOS R5 Mark II с разрешением 45 МП. Высокое разрешение и широкий динамический диапазон стали залогом безупречного перехода снимка в материальный отпечаток.

«В этом проекте я поставил перед собой задачу выжать из моей камеры Canon EOS R5 Mark II максимум», — объясняет Клайв. «Что же я сделал? Обратился к полиграфии. Я убежден, что это лучший путь вернуть ремесло в фотографию». Его врожденное чутье в сфере печати означает, что он не рассматривает ее как простой общепринятый «результат съемки». Напротив, мысль о ней рождается в темноте, еще до того, как он берет в руки камеру. Каждая капля пота, каждая гримаса боли или взрыв ликования — все это молниеносно проносится в его голове, заставляя на инстинктивном уровне выстраивать кадр, менять стиль и претворять свет, текстуру и эмоцию в конкретные очертания, фактуру и оттенки.

После того, как опускается занавес, и он возвращается в студию, Клайв открыто признается: для него именно там, вдали от оваций, и начинается настоящая магия.

«Сначала я импортирую фотографии в Adobe Lightroom и делаю первоначальный отбор, помечая их одной звездой», — рассказывает он. «Когда дохожу до кадров, оцененных в пять звезд, начинается этап совместной работы. Обычно к Zoom-сессии присоединяется мой агент, а для этой серии я также пригласил Тома [Роджерса, экс-солиста, а ныне продюсера контента в Бирмингемском королевском балете]. Мы втроем погрузились в работу над материалом — и это был невероятно творческий и живой процесс».

На черно-белом портрете крупным планом — лицо мужчины, по которому струится пот; на снимке лежит камера Canon EOS R5 Mark II.

«То, что вы видите на экране, теперь можно увидеть и на бумаге», — замечает Клайв, размышляя о том, как далеко шагнула печатная технология, чтобы соответствовать высоким стандартам современных фотографов. По словам Клайва, уникальность Canon — в поддержке всего процесса создания изображения, от съемки до печати, а фирменное программное обеспечение Professional Print and Layout является тем самым «цементом, который скрепляет весь этот процесс». © Клайв Бут

В лотке принтера Canon imagePROGRAF PRO-1100 лежит отпечатанный портрет.

Клайв одержим идеальной цветопередачей: на всем пути постобработки он стремится к тому, чтобы вся палитра, глубина и игра контрастов с монитора ожили на напечатанном снимке без единой потери. © Клайв Бут

Искусство печати, когда фотография обретает зримую ценность

Из тысяч кадров, рожденных за месяцы работы над четырьмя спектаклями, Клайв смог отыскать те, что говорили о сокровенном мире артистов. И именно красота печати позволила этим живым, пульсирующим мгновениям прорваться сквозь толщу времени — и даже выйти за рамки снимка.

Но несведущий зритель видит лишь игру эмоций, не подозревая, сколько ступеней цветокоррекции отделяет файл на камере от готового снимка на бумаге.

«Я работаю на мониторе EIZO — это тот самый краеугольный камень, на котором держится вся моя система управления цветом», — говорит он. «Работаю в окружении LED-ламп, настроенных на единую температурную палитру. Таким образом, изображение на мониторе и снимок на бумаге — это зеркальное отражение друг друга, будь то печать на принтерах Canon imagePROGRAF PRO-1100 A2 или PRO-2600 24".

На лотке принтера Canon imagePROGRAF PRO-1100 лежит отпечатанный портрет; рядом — несколько других работ. В кадре также — камера Canon EOS R5 Mark II, объективы серии RF и бумага для струйной печати Hahnemuhle FineArt.

Клайв много лет доверяет профессиональным фотопринтерам Canon, начиная с модели imagePROGRAF PRO-300 (чей наследник — модель PRO-310) и вплоть до PRO-1000. Для проекта «Тишина после аплодисментов» он использовал целое семейство принтеров Canon: imagePROGRAF PRO-1100, PRO-2600 и PRO-4600. Их 12-цветная система LUCIA PRO II с оптимизатором Chroma Optimizer помогла ему достичь беспрецедентной глубины черного и безупречно плавных цветовых переходов. © Клайв Бут

Его выбор пал на бумагу Hahnemühle Digital FineArt Natural Line Bamboo Gloss Baryta, и причина крылась не только в ее тактильных достоинствах. Эта бумага обещала сохранить его работы на протяжении двух столетий. «Для большинства эта цифра ничего не значит, пока не добавишь, что это примерно восемь поколений. Ваши прапрапрапраправнуки смогут увидеть тот самый снимок». Убедившись, что пробные фотографии безупречны, он отправил файлы на печать на широкоформатный принтер imagePROGRAF PRO-4600 44”, откуда их путь лежал на выставку в Японию. Впрочем, на этом история не заканчивается: Клайв всегда открыт для новых форматов, позволяющих ему исследовать не только процесс создания снимка, но и искусство его презентации.

Портреты танцоров балета в затененном павильоне ЭКСПО 2025 в Осаке (Япония).

Прочность принтера imagePROGRAF PRO-4600, его чернила, устойчивые к царапинам, и высокая светостойкость — вот что позволило напечатать все работы в Лондоне и отправить их через тысячи километров в Японию для монтажа выставки ЭКСПО 2025 в Осаке. © Клайв Бут

В приглушенном свете выставочного зала на ЭКСПО 2025 в Осаке две женщины рассматривают напечатанный портрет артиста в сценическом костюме.

Хотя творческий метод Клайва, который часто называют кинематографичным и воздушным, строится на игре естественного света, именно чернила LUCIA PRO II в современных принтерах Canon, таких как imagePROGRAF PRO-1100, позволяют ему достигать тех самых насыщенных синих тонов и глубоких черных оттенков, которые воплощают его замысел — от кадра до напечатанного снимка — с безупречной точностью. © Клайв Бут

Так, искусство печати бросило ему вызов: теперь свои замыслы ему предстояло формулировать не только визуально, но и вербально. Этот подход был использован в проекте Невидимый мир и отмечен наградами. В комбинации со звуком и шрифтом Брайля он позволяет создать невероятный опыт восприятия фотографии для незрячих и слабовидящих людей. Но чтобы снять кадр, который затем обретет объем на принтере Canon Arizona в программе PRISMAelevate XL, Клайву пришлось сплетать детали в единое полотно, рассказывая историю так, как это сделала бы рука, касающаяся снимка.

«За этим единственным образом стояла целая история, которую и предстояло рассказать», — объясняет он. «Так у нас появилась балерина Матильда, сцена, реквизит, даже разметка на полу. Ты чувствуешь, как она стоит на пуантах, ощущаешь даже рубчики ткани на ее платье».

Два посетителя выставки на ЭКСПО 2025 в Японии прикасаются к парящему портрету балерины, напечатанному с использованием технологии рельефной печати.

«Печать тактильна и эмоциональна», — делится восторгом Клайв. Именно это вдохновило его вывести искусство печати на новый уровень: с помощью решений Canon для рельефной печати он создал не только серию таких работ (как на снимке), но и коллекцию лентикулярных «оживающих» изображений, добавляющих всей истории новое измерение. © Клайв Бут

Помимо этого, он просто не смог устоять перед искушением вновь обратиться к истокам своей карьеры графического дизайнера и создал восемнадцать лентикулярных портретов танцовщиков. Эти портреты, созданные по технологии, которая объединяет несколько изображений, заставляя их двигаться при смене угла зрения, привели в восторг посетителей «Экспо-2025» в Японии.

«Они были освещены прожекторами и менялись, стоило вам пройти мимо. Это невероятно круто», — он широко улыбается. «Одна из балерин подносит палец к губам, призывая к тишине. Другая смеется, третья посылает поцелуй. Это выглядело потрясающе».

Безусловно, рассказать истории танцовщиц во всей их жизненной силе и движении, используя статичные средства — печать и фотографию, было смелым решением. Но в результате кажется, что деталей стало не меньше, а больше — особенно когда изображения сочетаются с захватывающим клиническим исследованием, для поддержки которого их и заказывали.

Посетитель смотрит на портрет танцовщицы, застыв в изумлении.

До открытия ЭКСПО 2025 артисты Бирмингемского королевского балета были приглашены на закрытый показ этих работ в специально переоборудованной репетиционной студии — месте, идеально подходящем для того, чтобы вновь пережить эмоции, некогда испытанные на сцене.

Женщина и фотограф Клайв Бут замерли у портрета балерины в алой пачке.

«Когда я смотрю на напечатанный снимок, мне кажется, будто я впервые вижу, как моя работа оживает. Фактуры, насыщенность цвета — они затягивают тебя с головой», — говорит Клайв, и именно это ощущение он надеется передать всем, кто видит его работы.

Зрителям балет часто кажется загадочным миром, но те мгновения, что танцовщики проводят между сценой и кулисами, — глубже, невыразимее, и описать их почти невозможно, даже им самим.

И в самом деле, когда они впервые увидели свои фотографии на специальном показе, казалось, они пережили все заново, пройдя через всю гамму эмоций. И в этом сила печати. Увидеть изображение в его осязаемой форме — это может вызвать такую неожиданную эмоциональную реакцию, которая останется с вами надолго после самого переживания.

Или, как сказал бы Клайв: «Если мы, визуальные рассказчики, можем поведать историю одной лишь фотографией — просто чернилами на бумаге — и это трогает сердца, значит, мы победили, не так ли?»

Written by Marie Leonard

Похожие статьи

Художественные отпечатки на долгие годы

Клайв Бут использует функцию отслеживания глаз на Canon EOS R5 и возможности печати принтера imagePROGRAF PRO-300 для создания превосходных портретов звезды балета Карлоса Акосты.

Зачем нужна печать и как работать с освещением

Фотограф и куратор Ахмет Полат рассказывает о том, зачем фотографам печатать свои фотографии, а также как добиться оптимального освещения при их демонстрации.

Лучший принтер Canon для профессиональных фотографов

Нужен профессиональный фотопринтер для печати высокого качества на продажу или в выставочных целях? В этой статье мы сравним профессиональные фотопринтеры Canon формата A3+ и A2.

Шесть шагов для создания идеальных цветных отпечатков

Узнайте, как обеспечить целостный процесс с цветовой калибровкой для вашего профессионального фотопринтера Canon.

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro