ТЕХНОЛОГИЯ

Открывая новые горизонты: все о 8-ступенчатой стабилизации изображения

Можно забыть о штативе? Камеры Canon EOS R3, EOS R5, EOS R6 и EOS R7 обеспечивают стабилизацию изображения с эффектом 8 ступеней экспозиции, открывая целый мир новых возможностей фото- и видеосъемки.
Беркут летит, расправив крылья, над большой скалой; на заднем плане можно увидеть размытые холмы.

Встроенная стабилизация изображения (IBIS) в камере Canon EOS R7 работает совместно с оптическим стабилизатором объектива — как моделей RF, так и моделей EF при использовании адаптера крепления EF-EOS R — и фотограф дикой природы Дани Коннор продемонстрировала его возможности во время поездки в Испанию, где она фотографировала редких животных. «Мне было комфортно снимать с рук даже на длиннофокусный объектив, — говорит она. — Стабилизация оказалась невероятно эффективной при съемке хищных птиц в полете, например беркута. Я держала в руках камеру с тяжелым объективом и все равно получала четкие фотографии». Снято на камеру Canon EOS R7 с объективом Canon EF 300mm f/2.8L IS II USM и следующими параметрами: 300 мм, 1/6400 сек., f/2.8 и ISO 800. © Дани Коннор

Иногда новая технология не только помогает фотографам и видеографам создавать изображения, которые ранее считались невозможными, но и повышает общее качество изображений. Canon EOS R5, EOS R6 и EOS R3 — это первые камеры Canon со встроенной стабилизацией изображения по 5 осям (IBIS), которая обеспечивает эффект, эквивалентный 8 ступеням экспозиции1 (ведущий показатель в индустрии), при установке на эти камеры определенных объективов.

Модель EOS R7 также оснащена системой IBIS, которая обеспечивает эффект стабилизации до 7 ступеней экспозиции при установке объективов RF-S со стабилизатором2. Некоторые полнокадровые объективы обеспечивают еще более эффективную совместную стабилизацию, и об этом рассказывает Майк Бернхилл, ведущий специалист по продукции Canon Europe: «К примеру, RF 28-70mm F2L USM или RF 24-70mm F2.8L IS USM, в комбинации с EOS R7 обеспечат тот же эффект 8 ступеней экспозиции, что и при установке на прочие камеры с IBIS. Однако мы не рассчитываем, что многие пользователи EOS R7 будут использовать подобные дорогие объективы профессионального уровня».

Столь высокая эффективность позволит создателям изображений переосмыслить правила съемки с рук, чаще работать без штатива, снимать в самых разнообразных локациях и создавать превосходные фотографии и видео без сотрясения камеры.

Чего можно достичь со стабилизацией изображения, эквивалентной 8 ступеням экспозиции?

Инновационная стабилизация изображения позволяет забыть о невозможности съемки с длительной выдержкой и помогает, к примеру, создать творческий эффект размытия при съемке быстрых объектов с сохранением резкости в нужных участках кадра благодаря отсутствию сотрясения камеры. Фотографы, которые часто снимают в помещениях, привыкли к работе с длительной выдержкой и закрытой диафрагмой (для большой глубины резкости) — теперь они могут снимать с рук, используя выдержку до четырех секунд (в зависимости от фокусного расстояния), а также выбирать низкую чувствительность ISO для сохранения максимального уровня детализации.

Стабилизация при съемке видео обеспечивает плавность материалов при движении оператора одновременно с объектом, что зачастую происходит на динамичных съемках, где операторы все чаще перемещаются в рамках сцены.

Теперь выдержку при съемке с рук необязательно выбирать на основании правила дробной части — когда выдержка не может быть более длительной, чем 1, деленная на выбранное фокусное расстояние, то есть 1/50 сек. для 50 мм, 1/100 сек. для 100 мм и т. д.). Если активировать стабилизацию изображения на камере или объективе, вы сможете выбрать более длительную выдержку в зависимости от того, какому количеству ступеней экспозиции будет равен эффект стабилизации. К примеру, 2 ступени стабилизации позволят выбрать на две ступени более длительную выдержку.

Специалист в белых перчатках очищает датчик изображения камеры Canon.

Есть ли у вас оборудование Canon?

Зарегистрируйте свое оборудование и получите доступ к бесплатным консультациям экспертов, обслуживанию оборудования, интересным мероприятиям и специальным предложениям — участвуйте в программе Canon Professional Services.
Сделанное с воздуха фото бирюзового водоема в окружении холмов, поросших деревьями.

Фотограф приключений Улла Лохманн запечатлела этот пейзаж с воздушного шара, однако ей удалось сделать максимально четкий снимок. Снято на камеру Canon EOS R5 с объективом Canon RF 15-35mm F2.8L IS USM и следующими параметрами: 15 мм, 1/320 сек., f/9 и ISO 400. © Улла Лохманн

Снимок с длительной выдержкой горизонтального красного следа, который выходит из пещеры в скале на песчаном пляже.

Рекламный фотограф Роб Пейн использовал четырехсекундную выдержку, чтобы сделать этот поразительный снимок дрона в полете — точнее красного фонаря, установленного на нем; сам движущийся дрон невидим. Несмотря на то, что он снимал с рук в условиях слабого освещения с такой длительной выдержкой, задний план получился четким, вплоть до пучков растительности на склоне холма на фоне неба, что демонстрирует эффективность стабилизации изображения камеры. Снято на камеру Canon EOS R6 со следующими параметрами: 24 мм, 4 сек., f/5.6 и ISO 1600. © Роб Пейн

Эту технологию уже по достоинству оценили многие пользователи. Фотограф приключений и амбассадор Canon Улла Лохманн отправилась с камерой Canon EOS R5 в Баварские Альпы, чтобы запечатлеть, как альпинисты спускаются к водопаду на веревках. «Это очень рискованное мероприятие, на которое не получится взять с собой штатив, — говорит она. — Поставить камеру на камни тоже не получится, поскольку все вокруг мокрое. Я хотела выбрать более длительную выдержку, чтобы создать эффект размытия для водопада, но запечатлеть передний план с максимальной четкостью. Задумка сработала, во многом благодаря тому, что даже при съемке с рук с 1-секундной выдержкой мне удалось создать четкие изображения».

Фэшн-фотограф Ванда Мартин отправилась с Canon EOS R6 в роскошные дворцы Палермо (Сицилия), чтобы запечатлеть танцора балета при слабом освещении, и смогла сфотографировать его движения, работая даже с очень длительной выдержкой без штатива. «Мне удалось создать кадр с 4-секундной выдержкой, и задний план при этом остался четким. Я не могла поверить своим глазам», — говорит она.

Чтобы испытать в деле камеру EOS R7, фотограф дикой природы и создатель контента Дани Коннор отправилась в национальный парк Андухар, Испания, чтобы сделать фотографии и видео с пиренейской рысью. Она выбрала для работы с этой флагманской беззеркальной камеры APS-C несколько объективов со стабилизацией, включая Canon RF 100-500mm F4.5-7.1L IS USM и Canon RF-S 18-150mm F3.5-6.3 IS STM.

«Меня впечатлило, насколько эффективной оказалась стабилизация RF-S 18-150mm F3.5-6.3 IS STM при работе с этой камерой, — говорит она. — Я снимала видео прямо во время прогулки, и оно получилось максимально плавным. То же самое можно сказать и о видео, снятых из машины, хотя дорога была довольно ухабистой. Я никогда не думала, что смогу создавать видео такого качества с помощью цифровой зеркальной камеры».

Молодой орангутан прижимается к взрослой особи и с тревогой смотрит из-за плеча.

Орангутаны — специальность фотографа дикой природы Максима Алиаги; по его словам, передовая стабилизация изображения в камере EOS R5 и ряд других доступных технологий открывают новые способы их фотосъемки в тропических джунглях Индонезии. Снято без штатива на камеру Canon EOS R5 с объективом Canon RF 600mm F4L IS USM и следующими параметрами: 1/320 сек., f/4 и ISO 800. © Максим Алиага

Птичка с ярким оперением вида карликовая щурка сидит на ветке, а перед ее открытым клювом пролетает насекомое.

Снимая в отдаленных от городов джунглях, фотограф зачастую не может подготовить световую сцену, однако Максим говорит, что передовая система стабилизации и невероятная эффективность EOS R5 при слабом освещении помогли ему быстрее реагировать на смену обстановки и делать снимки, которые ранее без штатива считались невозможными, — такие как этот кадр с карликовой щуркой в национальном парке Масаи-Мара, Кения. Снято на камеру Canon EOS R5 с объективом Canon EF 600mm f/4L IS III USM и следующими параметрами: 1/3200 сек., f/4 и ISO 1250. © Максим Алиага

Фотограф дикой природы Максим Алиага говорит, что комплексная система стабилизации и прочие технологии Canon EOS R5 кардинально изменили его подход к съемке. «Комбинированная стабилизация камеры и объектива действительно превосходна. Теперь я пользуюсь штативом, только когда после длительной съемки на объектив RF 600mm F4L IS USM устают руки.

Я много работаю с орангутанами в Индонезии. В лесу довольно мало света, и раньше для создания четких изображений мне приходилось снимать со штативом. Однако теперь, когда стабилизация и эффективность ISO на EOS R5 столь высоки, я могу снимать с рук. Это позволяет быстрее реагировать на смену обстановки и делать снимки, которые ранее казались невозможными».

Специалист по съемке экстремальных видов спорта Мартин Биссиг по достоинству оценил стабилизацию Canon EOS R5 при съемке в условиях нехватки света. «Большую часть времени я снимаю с короткой выдержкой, поскольку фотографирую движение, однако в экспедициях я также делаю много более спонтанных снимков, чтобы запечатлеть путешествие, — говорит он. — Я регулярно снимаю в ситуациях с нехваткой света, например в храмах или ночью в палаточном лагере.

В таких ситуациях система IBIS на EOS R5 очень помогает, в том числе позволяя в большинстве случаев, если не всегда, работать без штатива. Теперь я могу снимать с рук, используя выдержку до 2–3 секунд».

Преимущества этой инновационной системы стабилизации ясны, но каким образом работает эта передовая технология?

Небольшой костер горит в каменной пещере под ночным небом, усеянным звездами.

Фотограф экстремальных видов спорта Мартин Биссиг говорит, что камера EOS R5 позволяет ему делать четкие снимки даже при съемке с рук с выдержкой 2–3 секунды. «Да, приходится задерживать дыхание, и успешные кадры получаются не с первой попытки, однако результат стоит того». Снято на камеру Canon EOS R5 с объективом Canon RF 15-35mm F2.8L IS USM и следующими параметрами: 15 мм, 2 сек., f/2.8 и ISO 3200. © Мартин Биссиг

Млечный Путь и тысячи звезд светятся в ночном небе над деревянной хижиной и тропинкой.

«Я часто путешествую на велосипеде и всегда нахожусь в пути, поэтому не могу позволить себе штатив, — рассказывает Мартин. — Однако сочетание IBIS и стабилизатора в объективе позволяет мне свободно снимать с рук и получать фотографии и видео с таким уровнем четкости, который раньше без штатива был невозможен». Снято на камеру Canon EOS R5 с объективом Canon RF 15-35mm F2.8L IS USM и следующими параметрами: 15 мм, 3,2 сек., f/2.8 и ISO 12 800. © Мартин Биссиг

Стабилизатор объектива и встроенный стабилизатор IBIS

Совместная работа встроенной стабилизации по 5 осям (IBIS) в камерах EOS R5, EOS R6 и EOS R3 с объективом, оснащенным стабилизатором, обеспечивает комбинированную стабилизацию с эффектом до 8 ступеней экспозиции1. В этом случае нельзя выбрать из этих технологий стабилизации наиболее эффективную. Иначе говоря, существуют типы вибраций, с которыми лучше справляется стабилизатор объектива, а другие вибрации нивелирует стабилизатор камеры — в итоге их совместная работа обеспечивает наилучший результат.

EOS R3 впечатляет тем, что системы могут работать совместно, обеспечивая стабилизацию с эффектом до 8 ступеней экспозиции, даже если камера работает в режиме высокоскоростной серийной съемки 30 кадров/с.

«Электронный затвор EOS R3 обеспечивает чрезвычайно высокую скорость считывания данных, — поясняет Майк. — Это означает, что для съемки со скоростью 30 кадров/сек. можно использовать выдержку около 1/125 сек. Стабилизация изображения не только будет более полезна при более длительной выдержке, но и обеспечит более точный выбор положения автофокуса. Наличие стабилизации означает, что точка автофокусировки будет находиться в нужной области объекта, а не "прыгать" по кадру, что станет основой для точной автофокусировки даже при 30 кадрах/сек.».

Оптический стабилизатор изображения для объективов был разработан компанией Canon для моделей EF в 1990-е, в эпоху пленочных камер. Гироскоп распознает движение камеры, а определенные элементы внутри объектива двигаются, компенсируя это движение, что обеспечивает более плавное изображение. Оптическая стабилизация особенно эффективна в телеобъективах — она продолжает использоваться и по сей день.

Чтобы фотографы могли работать с еще более длительной выдержкой, разработчики создали цифровые методы стабилизации. Комбинированная стабилизация, которая впервые была применена в беззеркальных камерах Canon EOS M, а также реализована в моделях линейки Canon EOS R, использует данные о направлении движения с датчика изображения для повышения эффективности системы оптической стабилизации. Встроенные системы на базе датчика изображения наиболее эффективно устраняют вибрации в более широком диапазоне фокусных расстояний.

Теперь стабилизатор на базе датчика изображения и оптический стабилизатор работают совместно, предлагая высокую эффективность с любыми фокусными расстояниями.

Изображение системы автофокусировки камеры Canon EOS R3 и объектива RF в разрезе, демонстрирующее их внутреннее устройство.

Ответы на вопросы о системе EOS R

Вся информация о линейке полнокадровых беззеркальных камер Canon.

Комбинированная стабилизация поможет не только фотографам, но и видеографам. Кинематографисты смогут создавать более плавные видео при съемке с рук, используя режим цифровой стабилизации при видеосъемке. «В этом режиме камера в значительной степени компенсирует эффект ходьбы, словно при работе с подвесом, — говорит Майк. — Конечно же, оригинальные системы стабилизации тоже будут эффективны, однако они не предназначены для съемки видео, как система подвесов».

Цифровая стабилизация видео немного обрезает изображение, что позволяет использовать полученные с датчика изображения данные для компенсации движения или вибраций. Доступно два параметра, которые отличаются значением кроп-фактора.

На камере Canon EOS R цифровая стабилизация видео использует данные с объектива и датчика изображения совместно, однако на камерах системы Canon EOS R с технологией IBIS используется сразу три аспекта — объектив, IBIS и цифровые данные — что обеспечивает более высокую эффективность стабилизации. «Вся система становится единым механизмом, — говорит Майк, — и в итоге стабилизация с помощью датчика обеспечивает более оптимальный результат, неподвластный сугубо оптическим системам».

С обновлением встроенного ПО для камер EOS R5, EOS R6 и EOS R3 цифровая стабилизация видео также была улучшена при съемке на широкоугольные объективы. «IBIS обеспечивает движение датчика изображения для компенсации вибраций, и углы изображения сдвигаются назад и вперед, — поясняет Майк. — В некоторых случаях по краям изображения дрожание могло быть более сильным, чем по центру, однако с новой версией встроенного ПО цифровая стабилизация будет компенсировать это движение для повышения четкости изображений».

Схема, на которой показано, как оптический стабилизатор объектива и встроенная стабилизация камеры работают совместно.

И объектив, и камера оснащены датчиками, которые непрерывно отслеживают движение устройства, в то время как высокоскоростное взаимодействие камеры и объектива позволяет двум системам совместно обеспечивать высокое качество фотографий и видео.

Схема, на которой показана эффективность комбинированной стабилизации — со сдвигом датчика изображения и оптической.

Комбинация подвижного датчика изображения и оптической стабилизации объектива обеспечивает наилучшие результаты с любыми фокусными расстояниями и различными уровнями сотрясения камеры.

Обмен данными между объективом и камерой

Эта стабилизация изображения использует два раздельных сигнала — с датчика изображения камеры и с объектива, оснащенного стабилизатором.

Гироскопический датчик внутри объектива измеряет угол и скорость сотрясения объектива, а датчик ускорения отвечает за показатели ускорения для этого движения. Эту информацию отслеживает отдельный процессор объектива.

В камере также имеются датчик ускорения и гироскопический датчик, а также отдельный датчик направления движения на датчике изображения. Эти данные обрабатываются мощным процессором DIGIC X, установленным в камере.

Эта информация в режиме реального времени передается между объективом и датчиком изображения, что обеспечивает идеальную компенсацию движения для устранения любых вибраций. Плавающая группа элементов объектива перемещается для компенсации наклона и отклонения, а также движения по оси X-Y (из стороны в сторону, вверх-вниз) в случае, если для фотосъемки используются объективы с гибридным стабилизатором.

В камере высокоточная магнитная система перемещает датчик изображения, чтобы устранить сотрясение от поворота, движения X-Y, наклона и отклонения. Последнее корректируется быстрым взаимодействием через систему байонета RF, который дает системе Canon EOS R целый ряд преимуществ.

Схема камеры Canon EOS R5, на которой можно увидеть принцип стабилизации по 5 осям.

Встроенная стабилизация изображения по 5 осям (IBIS) в камерах EOS R5, EOS R6, EOS R3 и EOS R7 энергоэффективна и не оказывает заметного влияния на время работы от аккумулятора.

Схема, на которой показано, как большой диаметр байонета RF создает пространство для перемещения датчика изображения.

Благодаря большому диаметру байонета RF (1) датчик изображения (2) становится более подвижным, что позволяет достичь непревзойденной эффективности стабилизации. Красным помечено, как свет попадает на весь датчик изображения даже при его максимальном сдвиге (3) для обеспечения стабилизации изображения.

Роль байонета RF

Основа новой системы стабилизации — это не только электронные компоненты внутри камер, но и инновационный байонет RF, который обеспечивает быстрое взаимодействие камеры и объектива. Для точной работы стабилизатора объективу и камере необходимо обмениваться большим количеством данных, а байонет RF предназначен для быстрой отправки значительных объемов информации без задержки.

Еще один важный аспект — это механическая и оптическая конструкция байонета RF: диаметр 54 мм обеспечивает свободное движение датчика изображения, что позволяет эффективнее корректировать вибрации.

Для инженеров Canon основная трудность заключалась в разработке комбинированной (оптической + встроенной) стабилизации изображения с использованием высокоскоростного соединения между камерой и объективом. Эта система требует высокой точности данных, поэтому инженеры добавили датчик инерции и информацию о направлении движения.

Благодаря большому диаметру и короткому заднему отрезку байонет RF также позволяет Canon производить объективы с большим кругом изображения. Это обеспечивает свободу движения датчика изображения без риска обрезки изображения, которая иногда происходит с креплениями меньшего диаметра. Большой круг изображения позволяет встроенному стабилизатору камеры обеспечивать эффект, эквивалентный 8 ступеням экспозиции, при работе с объективами без оптической стабилизации, такими как RF 28-70mm F2L USM и RF 85mm F1.2L USM.

Поскольку камеры системы Canon EOS R также совместимы с объективами EF (посредством различных адаптеров крепления EF-EOS R), еще одной задачей для инженеров стала разработка такого стабилизатора для камер с системой IBIS, которая будет эффективна с моделями EF и RF, оснащенными системой стабилизации или без нее. В таблице ниже приведены общие сведения о работе системы и обеспечении стабилизации по 5 осям при установке различных объективов.

Можно заметить, что фотографы и видеографы, использующие объективы EF и RF без стабилизации изображения, все еще могут оценить эффект IBIS в камерах EOS R3, EOS R5, EOS R6 и EOS R7, в то время как объективы RF с оптической или гибридной стабилизацией эффективно работают с обеими системами (хотя эффект может различаться в зависимости от выбранного объектива).

Конечно же, наилучший эффект достигается, когда объектив и камера работают совместно. В этом случае их преимущества объединяются, чтобы устранить разнообразные типы сотрясения камеры, которые могут быть заметны при разных фокусных расстояниях и условиях съемки, и тем самым помочь вам иначе взглянуть на съемку с рук и не только.

Adam Duckworth and Marcus Hawkins

1 8 ступеней стабилизации на основании стандарта CIPA с объективом RF 24-105mm F4L IS USM при фокусном расстоянии 105 мм.

2 7 ступеней стабилизации на основании стандарта CIPA с объективом RF-S 18-150mm F3.5-6.3 IS STM при фокусном расстоянии 150 мм

Похожие статьи

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro