ПЕЙЗАЖНАЯ ФОТОГРАФИЯ

Советы по созданию лучших морских пейзажей

Собираетесь на пляж этим летом или планируете поездку на море? Наши советы по съемке морских пейзажей помогут вам создавать отличные фотографии в любое время года и в любых условиях съемки.
Сделанная Эриком Коломбо фотография HDR, на которой можно увидеть небо, линию горизонта и беспокойные морские волны, разбивающиеся о скалы на переднем плане, — все это на фоне теплых оттенков вечернего неба.

Есть несколько причин, почему съемка побережья так популярна среди любителей пейзажной фотографии. Яркий контраст берега и моря, удивительная геометрия отражающихся от воды световых лучей и зачастую драматичная смена погоды — все это делает морские пейзажи особенно популярным направлением фотосъемки.

Итальянский фотограф и преподаватель Эрик Коломбо любит снимать морские пейзажи. Он говорит, что не ограничивает себя одним жанром и успел поработать в абсолютно всех жанрах фотографии — от свадеб и высокой моды до коммерческих видео — однако его основным увлечением является именно съемка пейзажей и дикой природы. Он много путешествует и снимает «самые легендарные и невероятные пейзажи нашей прекрасной планеты — от океанов и гор до ледников и вулканов». Он также много времени посвящает тому, чтобы делиться своими навыками фотографии на курсах, выездных семинарах и фотоэкскурсиях.

В этой статье мы обсуждаем с Эриком создание ярких морских пейзажей и рассказываем о лучших камерах и объективах Canon для съемки пляжей и прибрежных пейзажей.

Сделанная Эриком Коломбо фотография обрывистого утеса изогнутой формы и ракушки на камнях на переднем плане — все это на фоне слоистых облаков.

Будь то более экзотическое или уже известное аудитории место съемки, Эрик рекомендует искать необычные перспективы и ракурсы. Однако он также советует использовать и классические приемы построения композиции, например использовать ведущие линии и найти на переднем, среднем и заднем планах объекты, которые будут привлекать внимание зрителя. Составное изображение из пяти снимков, созданное с помощью Canon EOS R5 с объективом Canon RF 15-35mm F2.8L IS USM. © Эрик Коломбо

Сделанная Эриком Коломбо фотография скалистого побережья, природной формации в виде арки и размытых благодаря длительной выдержке воронок морской воды, проходящей через камни на переднем плане.

Даже в относительно хорошую погоду на ваше оборудование может попасть морская вода. Разные камеры и объективы будут иметь разную степень защиты от непогоды, однако Эрик все равно часто использует дождевик для камеры и советует коллегам купить хороший рюкзак, чтобы объективы оставались сухими. Также хорошим вложением средств может стать покупка бленд, которые защитят ваши объективы от попадания капель воды. Составное изображение из трех снимков, созданное с помощью Canon EOS R5 с объективом Canon RF 15-35mm F2.8L IS USM. © Эрик Коломбо

1. Как запечатлеть эффектный морской пейзаж

«Композиция — это самая важная составляющая фотографии, однако это особенно актуально для морских пейзажей», — говорит Эрик. Прежде чем делать фотографии, он советует провести некоторое время на локации. «Локацию стоит изучить без камеры, и это может сильно помочь вам, — говорит он. — Сначала я 20–30 минут осматриваюсь и лишь затем достаю из рюкзака камеру».

Море захватывает дух, если смотреть на него своими глазами, однако на фотографии передать динамику моря не получится. Ищите элементы морского пейзажа, которые помогут вам создать классическую композицию, — это могут быть привлекающие внимание объекты на разном расстоянии от камеры, асимметричная сцена и ведущие линии. «Камни лучше всего подходят для создания динамичных композиций, — говорит Эрик, — а теплые оттенки растений помогут создать яркий контраст с холодными оттенками моря».

На морских пейзажах ровный горизонт является неотъемлемым фактором хорошего снимка. Многие камеры поддерживают функцию электронного уровня, которую можно вывести на экран видоискателя или задний дисплей и следить, чтобы горизонт не был «завален». Камера EOS R7 поддерживает автоматический уровень, который применяет встроенный стабилизатор изображения IBIS для выравнивания линии горизонта и создания идеальных снимков.

С какой бы камерой вы ни работали, Эрик также советует активировать функцию сетки, чтобы делать ровные снимки и использовать классические приемы построения композиции, такие как правило третей и совмещение диагональных элементов сцены.

На этой составной фотографии HDR, созданной Эриком Коломбо, размытые с помощью длительной выдержки волны накатывают на скалы. Темно-серые облака на небе закрывают солнце.

Вертикальная композиция может помочь в создании более заметного контраста между морем и небом. Если на камере доступен режим HDR, выберите его, чтобы запечатлеть оба объекта, однако не стоит переживать, если такой режим на устройстве отсутствует. Эрик устанавливает камеру на штатив и обычно делает несколько снимков при разных параметрах экспозиции, чтобы запечатлеть разные части сцены оптимальным образом, а затем использует приемы стекинга, чтобы объединить несколько снимков в одно изображение. Составное изображение из трех снимков, созданное с помощью Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 16-35mm f/2.8L II USM и следующими параметрами: 16 мм, 1/15 сек. для переднего плана, 1/125 сек., f/13 и ISO 100 для облаков. © Эрик Коломбо

На этой фотографии, сделанной Эриком Коломбо, в небе можно увидеть северное сияние, краски которого отражаются в ледяном море. Темная линия на горизонте — это суша.

Явления в небе могут быть не менее захватывающими, чем море, будь то подобное сияние или просто нависшие грозовые тучи. Снято на камеру Canon EOS R5 с объективом Canon RF 15-35mm F2.8L IS USM и следующими параметрами: 15 мм, 15 сек., f/11 и ISO 100. © Эрик Коломбо

2. Съемка вертикальных морских пейзажей

В наши дни вертикальная съемка не менее важна, чем съемка в альбомной ориентации, — это относится даже к пейзажам. Создание изображений, которые будут хорошо смотреться в социальных сетях, является одной из ключевых задач многих фотографов, а также возможностью подчеркнуть определенные объекты, которые могли бы остаться незамеченными при создании альбомных изображений.

«Мне нравятся вертикальные композиции, — говорит Эрик. — Они более интересные и менее хаотичные, чем горизонтальные. Для таких снимков очень важно найти хороший передний план, чтобы фотография получилась интересной и уникальной».

3. Какое время лучше всего подходит для съемки морских пейзажей?

Одна и та же сцена может выглядеть совершенно иначе в зависимости от времени суток, поскольку от этого зависит интенсивность света, его направление и цветовой оттенок. Наилучшего времени для съемки не существует, однако ранним утром и поздним вечером, когда наступает «золотой час», а также чуть раньше или позже этого временного отрезка, вы сможете запечатлеть более интересное сочетание цветов, чем при съемке под палящим солнцем в середине дня.

Если снимать рано утром или в вечернее время, можно запечатлеть морской пейзаж с другими объектами в кадре, например людьми, деревьями или силуэтами зданий. Однако для максимальной детализации и свободного творчества стоит применять тот же подход, что и для съемки при слабом освещении в других жанрах — выберите открытую диафрагму (малое f-число), чтобы эффективно использовать все доступное освещение, а также выберите более высокое значение ISO и камеру для эффективной съемки в условиях нехватки света, например модель системы Canon EOS R.

Однако чрезмерно яркое освещение даже чаще становится проблемой, например при необходимости снимать, когда солнце буквально находится в зените. Для таких условий модель EOS R50 и прочие камеры Canon предлагают такие функции, как интеллектуальный сценарный режим и отдельные сюжетные режимы HDR (с расширенным динамическим диапазоном) — они идеально подходят для съемки в среде с высокой контрастностью и яркими отблесками света, которые часто встречаются на фотографиях с моря.

Составная фотография HDR, сделанная Эриком Коломбо, на которой через естественную формацию в форме арки запечатлено заходящее солнце. На переднем плане морские волны накатывают на скалистый берег.

Съемка во время «золотого часа» (то есть часа сразу после рассвета и прямо перед закатом) отлично подойдет для создания морских пейзажей, поскольку теплые цвета и низкое солнце над горизонтом создают прекрасные условия освещения. Составное изображение HDR из пяти снимков, созданное с помощью Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 16-35mm f/2.8L II USM и следующими параметрами: 16 мм, 0,3 сек. для переднего плана, 1/160 сек., f/11 и ISO 100 для солнца. © Эрик Коломбо

4. Настройки камеры для создания лучших морских пейзажей

Если вам все же придется снимать при ярком дневном свете, Эрик рекомендует использовать нейтральный фильтр (ND), чтобы уменьшить количество света, попадающее через объектив на датчик изображения камеры. Ему нравится использовать мощный 10-ступенчатый фильтр ND1000. «Он позволяет регулировать количество света и снимать с длительной выдержкой, чтобы создавать эффект размытия для волн в кадре», — говорит он.

Эрику нравится этот технический прием съемки, поскольку если создать морской пейзаж с эффектом движения, даже стандартную композицию можно превратить в кадр, который будет привлекать внимание. Две основные области в кадре — это небо и море, и обе они движутся довольно медленно. Чтобы запечатлеть их движение (а не статику), вам потребуется длительная выдержка и статичное положение камеры, с которым обычно помогает штатив.

Установите низкую чувствительность ISO и высокое f-число (т. е. используйте закрытую диафрагму) для работы с более длительной выдержкой. Чтобы избежать сотрясения камеры от нажатия кнопки спуска затвора, вы можете управлять камерой дистанционно с помощью приложения Canon Camera Connect. Попробуйте снимать с длительной выдержкой от 10 секунд — и увидите, как облака и прибрежные волны расплываются и становятся шелковой цветной дымкой. Вы также можете использовать сверхкороткую выдержку, чтобы запечатлеть отдельные капли разбивающихся о берег волн.

5. Глубина резкости и фотосъемка морских пейзажей

Эрику часто необходимо, чтобы в идеальном фокусе оставалась только одна часть изображения, а остальные участки сцены были размыты (малая глубина резкости). В таких ситуациях он обращается к ручной фокусировке и полезной функции усиления контуров ручной фокусировки, доступной на его беззеркальных камерах Canon. Эта функция особенно удобна при нехватке света или съемке в тумане, где фокусироваться на объекте становится сложнее.

«Автофокусировка очень полезна, — говорит он, — однако в сложных погодных условиях усиление контуров очень спасает». С включенной функцией усиления контуров ручной фокусировки вы сможете уверенно выбирать положение фокуса вручную, поскольку на заднем экране или в видоискателе камеры контур области в фокусе будет ярко подсвечиваться, и вы сможете отслеживать любые изменения фокуса.

И наоборот — при съемке пейзажей иногда нужно, чтобы как можно больше объектов в кадре оставались в фокусе, от переднего до заднего плана. Отличным вариантом для достижения такого результата станет прием под названием гиперфокальная фокусировка. Гиперфокальное расстояние зависит от объектива, значения диафрагмы и фокусного расстояния, поэтому проще всего выяснить значение этого расстояния с помощью калькулятора глубины резкости и гиперфокальной фокусировки в бесплатном приложении Canon Photo Companion. Если у вас нет времени для вычислений, воспользуйтесь основным правилом и сфокусируйтесь примерно на 1/3 от общей глубины сцены.

Сделанная Эриком Коломбо фотография, на которой волны разбиваются о берег и словно застывают в движении, а на фоне можно увидеть окутанные дымкой и теплым предзакатным сиянием скалистые формации.

На этой атмосферной фотографии капли воды от волн, которые разбиваются о прибрежные скалы, словно зависли в воздухе благодаря съемке с короткой выдержкой. Галька в фокусе на переднем плане контрастирует с величественными скалами на фоне, что подчеркивается морской волной и дымкой размытия. Составное изображение HDR из трех снимков, созданное с помощью Canon EOS R5 с объективом Canon RF 70-200mm F2.8L IS USM и следующими параметрами: 105 мм, 1/250 сек. для переднего плана и волн, 1/160 сек., f/11 и ISO 100 для неба. © Эрик Коломбо

6. Какая погода лучше всего подходит для съемки морских пейзажей?

Погода может сделать кадр более интересным. Если вам повезет, то вы сможете запечатлеть золотистые перистые облака или темные тучи, сигнализирующие о надвигающемся шторме. Умение замечать интересные погодные явления и сохранять их в формате фотографии вам очень пригодится. «Я всегда говорю своим студентам, что не бывает плохой погоды — бывают лишь плохие фотографы, — говорит Эрик. — Красота пейзажной фотографии заключается в непредсказуемости природы.

Во время путешествий самые оптимальные условия для съемки я наблюдал именно после грозы».

На съемках вас застал нежданный ливень? Это не проблема, а новая возможность. «Во время шторма, — предлагает Эрик, — используйте зум-объектив и снимайте волны с короткой выдержкой около 1/1000 сек., чтобы запечатлеть капли воды, либо выберите длительную выдержку, например 10 секунд, чтобы создать более абстрактное изображение».

7. Лучшие камеры и объективы для съемки морских пейзажей

Чтобы общий вес оборудования оставался минимальным, Эрик обычно берет с собой лишь одну камеру — полнокадровую модель системы EOS R — и широкоугольный зум-объектив RF.

Для сверхширокоугольной съемки, которая регулярно применяется при создании морских пейзажей, лучше всего подойдет сочетание полнокадровой камеры, например EOS R8, и объектива RF 15-30mm F4.5-6.3 IS STM, — они станут наиболее компактным вариантом для съемки масштабных морских просторов. Камера EOS R8 также поддерживает быструю серийную съемку до 40 кадров/сек., что станет лучшим выбором для съемки волн, разбивающихся о скалистый берег.

Более бюджетным вариантом станет связка камеры EOS R50 с датчиком 24,2 МП и объектива RF-S 18-150mm F3.5-6.3 IS STM или RF-S 55-210mm F5-7.1 IS STM — они станут самым легким и в то же время универсальным вариантом для съемки на море.

Эти объективы обеспечат чрезвычайно широкий диапазон фокусных расстояний. Если вам хочется поснимать с супертелеобъективом, стоит обратить внимание на модель RF 100-400mm F5.6-8 IS USM в связке с полнокадровой камерой или даже камерой APS-C, если вам хочется получить еще большее эффективное фокусное расстояние.

Если у вас уже есть объективы EF, и вы хотите использовать их с камерами системы EOS R, используйте адаптер крепления EF-EOS R с вставным фильтром — так вы сможете не только использовать объективы EF и EF-S без потери качества или ограничения функциональности, но и при необходимости устанавливать вставные фильтры. Он доступен с нейтральным фильтром переменной плотности (V-ND) или круговым поляризационным фильтром — они оба будут чрезвычайно полезны при съемке на море в условиях резкого освещения и бликов.

Берег моря — это не только место, где можно хорошо отдохнуть с семьей или друзьями, но и одна из лучших локаций для пейзажной съемки в любую погоду.


Авторы: Астрид Питман и Сара Бакланд

Вам также могут быть интересны...

  • Беззеркальные камеры

    EOS R50

    Создавайте лучший контент с этой беззеркальной камерой EOS R — от четких фотографий до видео 4K и прямых трансляций. Все это в одном специализированном устройстве.
  • Беззеркальные камеры

    EOS R7

    Снимайте в полевых условиях с камерой, которая обеспечивает невероятную скорость и качество изображения в портативном корпусе с датчиком APS-C и передовыми функциями.
  • Беззеркальные камеры

    EOS R8

    Перейдите на полнокадровую систему для фото- и видеосъемки и реализуйте свои творческие амбиции.
  • Объективы RF-S

    RF-S 55-210mm F5-7.1 IS STM

    Снимайте даже отдаленные объекты с этим легким и универсальным зум-телеобъективом для камер APS-C и расширяйте границы возможного при съемке путешествий, событий в мире спорта, семейных фотографий и домашних животных.
  • Зум-телеобъектив

    RF 70-200mm F4L IS USM

    Компактный и легкий зум-телеобъектив L-серии RF 70-200mm F4L IS USM, который идеально подойдет для съемки путешествий, спорта, дикой природы и портретов.
  • Штатив

    Tripod Grip HG-100TBR

    Снимайте дольше, не жертвуя стабильностью и свободой творчества, с помощью этого уникального штатива-монопода со съемным пультом ДУ.

Похожие статьи

  • ПЕЙЗАЖНАЯ ФОТОГРАФИЯ

    Пейзажная съемка с рук

    Узнайте, как создавать захватывающие пейзажи без штатива.

  • ОСНОВЫ ФОТОГРАФИИ

    Как фотографировать воду

    Ознакомьтесь с 5 экспертными советами по съемке воды, будь то извилистая река, ниспадающий водопад, разбивающиеся волны или гладь озера.

  • ПЕЙЗАЖНАЯ ФОТОГРАФИЯ

    Лучшие объективы для пейзажной съемки

    Вся необходимая информация для выбора бюджетных фикс- и зум-объективов.

  • ОСНОВЫ ФОТОГРАФИИ / СЪЕМКА ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ

    Советы по съемке в экстремальных погодных условиях

    Ниже представлены советы и рекомендации по оттачиванию навыков съемки в экстремальных погодных условиях, которые помогут вам защитить оборудование и позаботиться о себе.